30/04/2014

Реки Горловки. В развитие темы их несудоходности

Автор: Alexey Chernykh.

Напомню, что в предыдущем посте о реках Горловки, где вспоминались байки о судоходности наших рек и их наполненности утонувшими судами с татарскими богатствами, я упомянул книгу Д.И.Багалея "Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства" 1887 года издания, в которой описывались реки Харьковской и ряда других губерний. В обзор Багалея попали реки севера нынешней Донецкой области, но не попали ни только горловские реки, но даже Бахмут в своем нижнем течении.

Бахмут перед впадением в Северский Донец в районе Дроновки. Здесь можно было бы "судоходить", если только русло почистить. Фото Михаила Кулишова.
Потому как в рассматриваемый в "Очерках..." временнОй отрезок земли южнее Северского Донца до 18 века числились за Крымским ханством и являлись тем самым пресловутым Диким полем. Не совсем, конечно, диким и не совсем полем, но название это показательно.


И еще показательно то, что Святогорский монастырь, упоминавшийся в источниках с середины 16 века и располагавшийся на правом берегу Донца, был гордостью московитов, поскольку дерзновенно располагался на "вражеской" земле.

Святогорская Успенская Лавра с видом на Северский Донец. Источник

Отступление. Даже несмотря на то, что крепости-остроги Тор (нынешний Славянск) и Бахмут (Артёмовск) южнее Северского Донца (на его, так сказать, турецко-крымской стороне) были построены в 1645 и 1703 годах соответственно, формально до Прутского мира 1711 года эти земли не принадлежали России. Межевые знаки русско-турецкой границы были воздвигнуты в 1714 году, причем граница эта прошла через нынешнюю Горловку по упомянутому в предыдущей заметке Залозному шляху. И поскольку мы говорим сегодня о реках, скажем так: земли, относившиеся к бассейнам рек Железная, Бахмут и Лугань, стали российскими, а южная часть нынешней Горловки - бассейны Железной балки, Крынки и пр. - оставались турецкими. Недолго, правда. 

Основная "речная" мысль из "Очерков..." Д.И. Багалея такова: реки региона стали мелеть, а значит, потеряли статус судоходных на рубеже 17-18 веков - из-за природных факторов, деятельности человека, уменьшения площади лесов и т.д.

Основная моя "речная" мысль после прочтения "Очерков...": в нашей "возвышенной" местности, расположенной на отрогах Донецкого Кряжа, - из-за тех же самых природных факторов, отсутствия значительных лесов как таковых - реки и не могли быть судоходными. Ни до конца 17 века, когда тут по большей части "тусовались" кочевые племена и народы, и коим эта самая судоходность была нужна как телеге пятое колесо; ни позже, когда эти земли стали "колонизировать" славяне (московиты, казаки донские и запорожские, переселенцы из Австро-Венгрии и Османской империи).

Пойма Корсуни. На первый взгляд можно себе представить, что при определенной наполненностью водой в этом месте могли бы ходить небольшие суда. Но во-первых, откуда той воде (кроме как в половодье) взяться; во-вторых, не везде по своему течению русло Корсуни выглядит так судоходно-привлекательно, ниже Горловского моря встречаются пороги.
Перейдём теперь к другой книге, титульный лист которой показан ниже и которую мы с +Zoja N уже упоминали в своих записках о реках Горловки, особенно в заметках, касающихся Бахмута (Бахмутки).




В книге этой среди прочего ведется речь и о наших реках. Исследования, проводились в начале 1890-ых годов, и территории, относящиеся сейчас к Горловскому горсовету, тогда входили в состав Бахмутского уезда.

Работа А.В. Гурова точна и кропотлива. С точки зрения нашего речного обзора - просто замечательна. В ней можно найти забытые названия некоторых горловских балок-речушек, уточнения по поводу несоответствий на трёхверстовых картах Шуберта. И конечно, косвенные подтверждения несудоходности наших рек. Смотрим.


Стр. 100-101.
То есть восемнадцатикилометровая река Садки, которая "название речки ... заслуживает лишь весною, в половодье", представляет собой ряд плёсов, питаемых родниками. А плёс - это  участок реки между перекатами. Перекатами - какая уж тут судоходность?

Несудоходная река Садки. Фото Valeri Gikavi.



Двадцатипятикилометровая Корсунь далее по тексту (на стр. 121) сравнивается с Садками и рекой Железной по происхождению. Она также представляет собой "ряд плёсов". Берега Корсуни ранее были менее покаты и изобиловали различными обнажениями, которые автор данных исследований лично изучал.


Стр. 109-110.
Сведения о горловских реках, почерпнутые у А.В. Гурова, очень интересны, но мы сейчас рассматриваем информацию об оных только с точки зрения их судоходности/несудоходности, поэтому переходим на стр. 126, где читаем, что река Бахмут начинается двумя балками (Калинова и Деденкова) с сильными, но запущенными родниками. А на 127-128 стр. сказано следующее.



Гуров называет Бахмут "жалким ручьем", а криницы (источники), из которых поступает вода в реку, неразработанными и нерасчищенными - трещинами в песчаниках. И добавляет, что одна расчистка этих ключей, могла бы сделать из "жалкого ручья" Бахмута речку. И это в конце 19 века. А вы можете себе представить, что в те времена, когда этими землями "заведовали" кочевые племена, они взялись бы за расчистку криниц? Чтобы потом по Бахмуту "судоходить". Нет, конечно. Значит, Бахмут, как Корсунь и Садки, был несудоходным и в древние времена.

"Жалкий ручей" Бахмут между Никитовкой и Зайцево. Автор waterkot.

Переходим теперь к Лугани. Река эта, как считалось во времена Гурова, начиналась в месте слияния двух балок - Первой и Цыганской. Первая - это та, что сейчас считается собственно Луганью с истоком неподалеку от станции Байрак.


В гуровском описании балки, "созидающие" в месте своего слияния Лугань, имеют истоки достаточно высоко расположенные (даже для Горловки) и представляют собой глубокие расселины с крутыми берегами. Какая там судоходность.

Пойма Лугани в районе Чапаевского ставка. Не так уж сейчас круты ее берега. Фото .

И в завершение. Почти полное отсутствие лесов, которые хоть каким-то образом могли задерживать воду, выпадающую в виде осадков; слабость и немногочисленность источников (и их неразработанность - как отмечает Гуров) - не способствовали полноводности и судоходности наших рек.

Искусственное озеленение наших мест началось с конца 19 века. Сначала в виде разведения питомников, озеленения притерриконных зон и создания посадок, защищающих железные дороги. Потом - в виде парков и лесных массивов, и особенно мощно эта работа велась после войны. Почти все леса вокруг Горловки искусственные. Это был огромный труд. Озеленение (в купе с системой водорегулирования в виде прудов и водохранилищ, строительством каналов) поспособствовало тому, что с вопросах воды напряженка как бы исчезла. Но реки от этого судоходными все равно не стали.

Эти берёзы на берегу Корсуни и деревья в прочих окружающих реку лесках растут ровными рядами

В качестве дополнения. Козни народа против защитных лесонасаждений. Информация на сайте Кочегарки: "В Горловке задержан мужчина промышлявший незаконной вырубкой лесонасаждений".

Комментариев нет:

Отправить комментарий