У "
Аквариума" есть песня под названием "
Великая железнодорожная симфония". Наша заметка будет симфонией малой. Приуроченной к неординарному событию в истории города. Но на самом деле - истории всего Донецкого края. Дата не круглая, и всё же...
|
Морозный декабрьский рассвет на станции Никитовка. 2009 год. Через 140 лет после события, о котором говорится ниже. |
Декабрь в горловской истории насыщен значимыми событиями. И не только трагическими, как
Вооруженное восстание 1905 года.
144 года назад - 23 декабря 1869 года (4 января по новому стилю) от станции Лозовая в сторону Таганрога отправился первый поезд по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. Двигался он со скоростью 60 верст в сутки (!). Так что только на третий день (26 декабря - 7 января по новому стилю) состав добрался до станции Никитовка, где его радостно встречали многочисленные строители дороги и местные жители.
Это было начало сквозного железнодорожного движения через Никитовку и Горловку. С севера на юг России. Важное событие для нашего региона как в экономическом, так и культурном плане.
В "Историческом очерке края" в
издании "По Екатерининской железной дороге" вполне справедливо замечено, что до того, как паровозный гудок разбудил наши земли, общественная жизнь здесь была однообразна и вяла. Даже в городах. А в немногочисленных и редких сёлах и хуторах она просто спала.
А первые поезда и вагоны были примерно такими.
Затем они стали чуть получше и помощнее. Но не "менее дымнее".
ЖД сеть в районе Горловки продолжала развиваться ударными темпами. В 1876 году была построена станция Пантелеймоновка. В 1878 году (опять-таки в декабре) была введена в эксплуатацию магистраль, соединившая Никитовку с Дебальцево. В 1898 году станцию Горловка связали с Государевым Байраком. В 1899 году соединили станцию Никитовка с Никитовкой II (нынешняя Трудовая) и далее на Сухой Яр, Гольму, Доломит, Попасную.
Железнодорожное сообщение поспособствовало вступлению Горловки и всего Донбасса в индустриальный век. Без ЖД не было бы Горловки, а без людей, строителей дорог и железнодорожников, не было бы самой ЖД. Низкий поклон всем им, работающим тогда и сейчас.
P.S. В 1873 году Корсунские копи были соединены железнодорожной веткой со станцией Горловка (Корсунь).
В ленфильмовской ленте "Восемь дней надежды", снимавшейся в 1980-х (в том числе на станции Горловка, шахте "Кочегарка" и в ДК им. Ленина), главный герой в исполнении Валентина Гафта несколько раз в течение фильма в задумчивости наблюдает с пешеходного моста, как юркие локомотивы тянут составы с углем по кочегаровской ветке. Какую-то мысль режиссер нам хотел этим передать. Дескать, вот он, Донбасс. Чтобы не происходило, чёрное золото продолжает поступать в "закрома родины". Жизнь продолжается, пока добывается уголь и пока железные дороги могут его перевезти по назначению. Это я так для себя объяснил. Сейчас ведь шахта закрыта, а жизнь все равно продолжается.
P.P.S. Пара документов с форума Донецкой областной организации краеведов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий