21/03/2017

Террикон шахты "Кочегарки" - в честь Дня поэзии

Как было сказано ранее, 21 марта - Всемирный день поэзии и всё такое.

Я тоже как бы слегка поэт и всё такое. Поэтому в свете своего "полупрофессионального" праздника процитирую начало недописанной до сих пор сценки, события в которой происходят на терриконе бывшей шахты "Кочегарки".

Вот он, этот террикон, во всей своей суровой красе. Фото Владимира Лапшина.
На терриконе, действительно, красиво, виды для любителей промышленной фотографии, действительно, замечательные. Но там почти всегда холодно и ветрено, даже в жаркую погоду.

Когда-то в 70-е на терриконе предполагалось строительство смотровых площадок и прочей "инфраструктуры для отдыха". Не срослось.


Пара фото от Verter Coolibin для иллюстрации красот.




Раньше терриконов было 2, но постепенно они слились в единый отвал.

Фотография 1956 года. Уже на ней видна подвесная дорога, которая стала вывозить часть породы за пределы города.

Фото 1973 года. Начались работы по "облагораживанию" террикона, который, не смотря на то, что порода не вываливалась на него уже много лет, продолжал "курить". Видны первые террасы.
Вот что писалось в газете "Кочегарка" (№168 от 26 августа 1972 года):
Сто с лишним лет разрастался ввысь и вширь породный террикон горловской шахты "Кочегарка". Более чем на сто метров поднимался он над землей, а в окружности занимал около 18 гектаров. За десятки километров было видно его вечно дымящуюся мачту. Ныне же этот неприветливый великан начал уменьшаться. Не сам по себе, конечно. Люди уже "срезали" гидромониторами, бульдозерами и другими механизмами вершину этой громадины, проложили на его склонах террасы.
Нынешней осенью и будущей весной он оденется в зелень: здесь появятся 43 тысячи саженцев акации, бирючины, кустарников и т.д. На самом верху будет смотровая площадка с беседками, столиками, скамейками, цветочными клумбами.
По этому опыту Министерство угольной промышленности Украины, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся горняцких городов и ученые Донецкого Ботанического сада намечают широкую программу озеленения терриконов в Донбассе. А их здесь более тысячи!
При комбинате "Артемуголь" создано специализированное управление по тушению породных отвалов и рекультивации земель вокруг них. Оно развернуло работу. В Донецке, Горловке, Макеевке, Ханженково, Торезе ныне зеленеют деревья почти на тридцати старых шахтных терриконах. Недалеко то время, когда серые пирамиды Донбасса оденутся в зеленый наряд.
Более подробно и с большим количеством фото о данном терриконе можно прочесть/просмотреть у Михаила Кулишова в блоге "Шахты и рудники Донбасса".

Также обращаю внимание на виртуальный тур по террикону «Кочегарки» с сайта Горловка-360.

А я вернусь к видам с террикона в сторону "Стирола", Коксохима и шахты Гаевого (фото Verter Coolibin). Это промышленное нагромождение планировал на фоне восходящего Солнца фотографировать герой приведенного ниже отрывка.





СЦЕНА НЕ ИЗ ФАУСТА


Площадка на вершине террикона, похожего на террикон бывшей горловской «Кочегарки». Утро за час до рассвета. Установлен штатив с профессиональным фотоаппаратом, объектив которого направлен на восток, в сторону больших промышленных комплексов, похожих на горловские «Стирол» и Коксохим.
ФОТОГРАФ (Ф.) и чуть позже некто МАЛОЗНАКОМЫЙ (М.).


Фауст
Мне скучно, бес.


Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел…


А. С. Пушкин. Сцена из Фауста


Ф.
Как холодно… Отвратный ветер
Пронизывает до костей,
И в утреннем холодном свете
Мне словно трижды холодней.


Одевшийся как для прогулки
В довольстве солнечного дня,
Я здесь без кепки и тужурки
Нелепой выгляжу фигуркой,
Коль снизу видит кто меня...


На этой ледяной Голгофе
Я сожалею об одном,
Что взял с собой лишь термос с кофе,
Оставив флягу с коньяком.


…День изначально не задался:
Коньяк забыт и не в сезон
Одежда, в коей я забрался
На этот чёртов террикон.
Плюс до восхода час… Похоже,
От холода я не дождусь,
Когда светила лик пригожий
Явится, светом обнадёжив…
Ведь я в сосульку превращусь.


И пальцами, что так некстати
Окоченели на беду,
Боюсь, на фотоаппарате
На кнопку "спуск" не попаду…


Ходит, пританцовывая, вокруг штатива.


…Как время тянется, когда ты
Чего-то ждёшь, но как ретив
Его безумный бег завзятый,
Коль ты в загоне… Иль счастлИв…
Для смертников и для влюблённых
Час словно быстротечный миг
На фоне дней ленивых, сонных
И часто попросту пустых.
Для тех, кто вынужден порою
Кого-то или что-то ждать,
Час также полон пустотою,
Тягучей, вязкою, тугою,
Но только суткам он под стать.


Вот и выходит. Что не делай,
А пустота повсюду ждёт
И скукой серой, оголтелой
Нас иссушает до зевот.


Вспышка и неясный шум. Через время появляется М.


Но что за вспышка? Неужели
Друзья челябинских гостей
Из звёздно-лунных областей
В пределы наши залетели
Потешить живостью своей…


Возможно что-то и сумел бы
Сфотографировать сейчас,
Когда бы, чёрт, не захотел я
От холода пуститься в пляс.
Теперь же стой и озирайся,
Увидеть что-либо старайся,
Рассматривай со всех сторон
Полузаросший террикон.


…Ну, хоть какое-то событье
Меня от скуки отвлечёт.
…Пусть только без кровопролитья
И без финансовых забот.


М.
Вам скучно, друг мой?


Ф.
Что вы, что вы…
Я «скучно, бес» не говорил.
А скука? Да, я это слово,
Возможно, и употребил.


М.
А как с упоминаньем беса?
Я что, напомнил вам его?


Ф.
Возможно, пушкинская пьеса
Засела в мыслях…


М.
Ничего…


Ф.
Меня вы не судите строго:
У вас весьма престранный вид…
Да, вы напомнили немного
Мне беса. Только без обид.


Мне кажется, что Мефистофель
Имел бы с вашим схожий профиль,
Когда б являлся наобум
Он к людям под подобный шум
И вспышки света блёклым утром…


М.
...Чтобы рассеивать тоску
Искристой речью многомудрой,
Присущей культмассовику?


Ф.
Съязвил я, да, но не настолько,
Чтоб вас иронией сразить.


М.
Я не обиделся нисколько.


Ф.
Я рад, и всё ж прошу простить.


М.
Но вы, признаюсь, угадали.
Я он и есть.


Ф.
Кто он-то?


М.
Бес,
Поднявшийся с глубинных далей
Или спустившийся с небес.
Судите по воззреньям вашим,
Откуда должен приходить
Бес-искуситель: с горних башен
Иль с бездны ада, может быть.


Но Мефистофелем, наверно,
Меня не стоит называть.
Не от того, что имя скверно –
Оно длинно неимоверно
И трудно в стих его вставлять.
Зовите «бес» меня.


Ф.
Так просто?


М.
Так просто. Бес.


Ф.
А Фауст – я?


М.
Ну, разве что в витийстве тоста,
Что возгласим мы за себя.


Ф.
Провозгласили бы, да нечем,
Коньяк забыт. Есть кофе, но
Пить кофе с термоса за встречу,
Увы, не самое оно…


Но в вас же дьявольская сила!
Спиртным мой кофе заменить
Для вас раз плюнуть, может быть.
И нам вдвойне бы подфартило:
Явив коньяк бы, вы сумели
Подобным образцом чудес
Мне доказать на самом деле,
Что вы и вправду ловкий… бес.


М.
Как просто доказать землянам,
Что ты есть суперсущество:
Создай напиток без изъяна...
...С закускою из ничего.


Откройте ж термос и вдохните
Прелестный запах бренди, ведь
Звать коньяком его, простите,
Нам права не дано иметь.


Ф.
…Коньяк и вправду!


М.
Только бренди.
Не будем с вами посягать
На копирайт, на коем сбрендил
Ваш мир, ища в нём благодать.


Ф.
...Вы что же, дьявол?


М.
Нет, ему я
Ни родственник, ни брат, ни сват.
Мы связаны - не напрямую,
Но... связи этой длинен ряд.


И точно так со светлой частью
Я тоже не совсем в родстве.
Мы как коллеги...


Ф.
Что отчасти
Замешано на кумовстве.


М.
Жизнь различила наши средства,
Рецепты, методы, пути,
Но все же мы в добрососедстве
Стараемся вперёд идти.
И пусть нас видят в разном цвете,
Мы все имеем цель одну:
Не как Монтекки с Капулетти,
Зло развязавшие войну.
Нам зря витийствовать и спорить
Не нужно: мы не на ножах.
Мы лишь, трудясь в одной конторе,
Сидим на разных этажах.

Продолжение, так сказать следует. Но не в этом блоге.

Было это написано до войны, в 2013 году, поэтому фраза про кровопролитие кажется несколько пророческой. Хотя мною имелась в виду не война. Предполагалось, что явившийся фотографу пришелец будет соблазнять оного возможностью гепнуть аналог Челябинского метеорита на Стирол и Коксохим, чтобы фотограф смог снять такие кадры, которые прославили бы его.

С Днем поэзии. И всё такое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий