30/01/2014

Реки Горловки. Заключение и благодарности

Автор: Alexey Chernykh.

Тема рек Горловки у меня с моим соавтором Zoja N потянула на 13 постов, эта заметка четырнадцатая, что должно порадовать местных трискаидекафобов.

Корсунь в районе Штеровки в марте 2013 года. Для сведения - ближе к правому верхнему углу фотографии видны остатки фундамента опоры подвесной дороги, при помощи которой в свое время порода с шахты "Кочегарка" транспортировалась на загородный отвал вблизи Горловского моря. Примечательная была дорога.

Я, если помните, сознательно отказался от термина "малые" реки, ибо какие еще реки могут быть у нас в Горловке? У нас имеются только речёнки, речушечки, ручьи и ручейки. Мы находимся на изгибе Донецкого кряжа. Отсюда наши реки начинают проистекать, и быть полноводными им не суждено. Но мы их любим и такими: малыми.


И не только мы любим. Если присмотреться, то на этом фото можно увидеть черепашку, плывущую в мутных водах Второго Короленковского пруда. Хотя, может, эта черепашка любит свой пруд, как в анекдоте: "Есть такое понятие, сынок. Родина..."
В своих записках я не нацеливался на тщательное описание всех горловских рек. Хотя мой соавтор, если учитывать ее старательность в описании Бахмута, Жованки и прилегающих ручьев, к этой цели стремилась. :)

Мне же, по крайней мере на первом этапе, хотелось реки просто пересчитать и сведения о них упорядочить. Определиться с местоположением, истоками. А то пишут, дескать, в Горловке 29 рек. А кто их считал? В каком-то источнике таковое количество появилось и пошло по рукам. В смысле по страницам. Переписывают оное число рек из одного справочника в другой, из одного школьного реферата - в двадцать четвертый. А в той же брошюре "Малые реки города Горловки..." на разных страницах можно встретить разное количество горловских рек: 26 и 29.

Кстати, некоторые наши аборигены, не интересующиеся справочной литературой (и не заглядывающие в наш блог), насчитывают в Горловке не более 10-15 рек. Когда я рассказываю, что с налёта насчитал таковых аж 45 штук (с протяженностью более километра), верят с трудом.

"Останки" Больничного пруда в течении Корсуни. Пруд использовался также как отстойник для сливных вод шахты "Кочегарки", террикон которой виднеется на заднем плане. На сайте "Горловка 360" Игорь Марченко недавно выложил очередной виртуальный тур. И на этот раз как в районе Больничного пруда и расположенного рядом террикона бывшей шахты №3 "Солидарность".
Неточности в количестве рек - это дело такое, расплывчатое: количество зависит больше от технологии счета, поэтому можно согласиться с любым заявленным числом. Кто-то считал по протяженности реки или ручья (как это делал я), а кто-то - по мощности стока. Вот и разошлись с циферками.

Но бывает тиражируются явные ошибки. Например, в упомянутой брошюре "Малые реки города Горловки..." авторы явно описались и заявили, что в Горловке, дескать, есть реки бассейна Кальмиуса. И всё, пошел Кальмиус по горловским весям гулять. Даже на сайте "Горловского центра туризма и краеведения" этот самый Кальмиус поселился.

Из описания краеведческого маршрута по малым рекам Горловки на указанном выше сайте.
Я с большим уважением отношусь к труду авторов  "Малых рек..." Они подвигли меня на реализацию моей старой задумки - упорядочивания информации о реках. Фундамент данных, на которых я стал выстраивать свое "упорядочивание", сформирован по материалам этой книжки. Поэтому  - большое спасибо авторам. Брошюра их имеет экологический уклон, поэтому ей можно простить всяческие гидро-, гео- и топографические неувязки. Тем более, что я сам столкнулся с некоторыми непонятками, которые разные источники и люди трактуют по разному. Об этом чуть ниже.

Большой поклон также методистам и сотрудникам "Горловского центра туризма и краеведения", преподавателям школ и лицеев, которые пытаются привить своим ученикам любовь к родному краю, но не имеют под рукой соответствующей литературы.

Значит, нужно эту литературу создавать. По крайней мере развикипедить наши речки на весь викимир. Потом заняться курганами, что уже начал делать (см. статью "Курганы Горловки. Беева могила") еще один присоединившийся к нашему блогу автор Tw1npeaks. Он же Михаил Кулишов. А потом... Потом как карта ляжет.


Река Широкая балка замаскировалась в зарослях камыша. Фото начала декабря. Весной и летом эти места выглядят поживописнее.
Уже сейчас некоторые данные о горловских реках, собранные в виде XLS файла, вы можете взять по указанной ссылке. Наименования рек, длины, истоки, устья, высоты, притоки, населенные пункты на реках и прочее. Всё это предварительная информация, которая будет уточняться. Если у вас есть какие-то дополнительные сведения, сообщайте нам. Ведь речных неясностей обнаружилось много.

Примеры неясностей

Самое не ясное для меня место - это бассейн реки Железной. Повторюсь. Карты и люди, к которым я обращался за консультацией, указывали мне на разные места истоков Железной и ее притоков Балок Шумы и Блюм, а также других безымянных ручейков. И протекает ли Балка Шумы, как я ее описал, по территории Горловки? Может, ее не стоило учитывать при подсчете? Тогда 45-1=44.

Нужно уточнять.

Река, которой я присвоил условное название Беевая, с ее притоками Балкой Гречнева и Дачным ручьем. При подсчете горловских рек я просуммировал только Беевую как приток Кривого Торца (авторы "Малых рек..." не посчитали ее горловской вообще), а упомянутые притоки считать не стал, решив, что они находятся за пределами Горловки. Но если верить Wikimapia (а можно ли ей верить?), то оба эти притока начинают свой бег на территории Горловского горсовета. Тогда будет 45+2=47. Или 46, с учетом исключения Шумов. Хотя опять-таки по Wikimapia Шумы - балка нашенская. Значит, все-таки 47.

Нужно уточнять.

Где начинается Бахмут? Тоже не ясно. Сведения самые разные. Считать ли "хвостик" с прудом Черной водокачки истоком этой реки или нет? По Гурову Бахмут начинается с места слияния балок Калиновой и Деденковой. А Балка Белая тогда (та, что с Белой водокачкой) - приток Деденковой, а не Бахмута. Если вышеупомянутый "хвостик" считаем Бахмутом, тогда 47-1=46, ибо Балку Деденковую я посчитал за отдельную речку.

И опять: нужно уточнять. Так что в теплое время года будет чем заняться.

Благодарности 

В 14 постах, посвященным рекам Горловки, включая этот, размещено около 180 фотографий разных авторов. Всем-всем-всем я выражаю свою глубочайшую признательность. Никто из пользователей сайта Panoramia.com не отказал, когда я посылал запросы на разрешение публикации. Может, кто-то еще просто не заглянул на свою страничку, и поэтому, не видя моего запроса, не имел повода мне отказать? Но надеюсь, что нет.


Еще раз всем спасибо. Читателям этой заметки тоже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий