14/03/2014

Проволочная подвесная дорога Углемойки

 Автор Tw1npeaks

 Закончив писать о подвесной дороге ртутного комбината , вспомнил о еще одном историческом транспортном сооружении - проволочная подвесная дорога от угольного рудника Ауэрбаха до обогатительной фабрики.
Фото из справочника По Екатерининской железной дороге. Выпуск второй. 1913г.
Описание из справочника "По Екатерининской железной дороге. Выпуск второй". 1913г.:
 "Отъ шахтъ къ мойкъ, гдъ имъется погрузочный путъ, уголь достовляется по подвъесной проволочной дорогъ на протяженiи 800 саж., а отъ мойки до станцiи Никитовка по собственому подъездному пути собственнымъ паровозомъ на растоянiи 4 1/2 верстъ."

Так же есть описание рудника из "Иллюстрированного спутника по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге"1902г. (Источник: Исторiя Горлiвки в документах и матерiалах. Частина перша. 2008р.)


Так же справочнике «По Екатерининской железной дороге» говорится:
«В четырех верстах от станции Никитовка и недалеко от села Никитовки расположены шахты „Общества аренды угольных копей А. Ауэрбаха и Ко“, которое арендует участок земли 32 десятины у администрации по делам „Общество Ртутное дело А. Ауэрбаха и Ко“ на срок 12 лет.
Уголь добывают две шахты: „Мария“ и „Людмила“ глубиною 127 саженей.
Возможная годовая добыча — 20 миллионов пудов».
 В 1930 году шахта «Мария» переоборудуется, и добыча угля возросла с 370 тысяч тонн до 600 тысяч тонн. В том же году шахте «Мария» присвоено название «Комсомолец».

Руины шахты "Комсомолец"
После 30-х годов Мойка так же была переименована  в ЦОФ "Комсомольскую"
Описание углемойки есть в книге Петра Ивановича Жеребецкого "Горловка":
"На шахтах в значительных объемах отборка породы из добытого угля производилась вручную. Но с каждым годом расширялись возможности фабричного обогащения. При шахте "Мария" углемойка функционировала с 1902 года и к началу 20-х годов основное, и вспомогательное оборудование оказались изношенными. На нем и проводилась подготовка угля для коксования мокрым гравитационным способом на отсадочных машинах. С введением в эксплуатацию лишь одной новой секции в 1927 году производительность фабрики увеличилась на 25 тонн в час."
В честь коксохимического производства близлежащий поселок получил название ХИМИК.
Читаем в краеведческой брошюре А.В.Шевченко "Топонимы Горловки":

За поселком Ртутным следует поселок ХИМИК, стоящий, возле асфальтированной дороги, ведущей в центр города. Из справочника «По Екатерининской железной дороге» нам уда­лось установить, что в 1912 году здесь было построено не­большое химическое предприятие - установлены 60 коксовых печей системы Коппе, которые вырабатывали кокс, также бы­ли механическая сортировка, промывательная фабрика. Возле них и образовался поселок ХИМИК. Ведь на предприятии трудились рабочие-химики.

После победы Великого Октября продолжали существовать небольшой коксохимический завод и центральная обогатитель­ная фабрика шахты «Комсомолец». Еще в 1952 году; как вспоминает старожил Никитовского района, учитель физики, участник Великой Отечественной войны Сиротенко Николай Максимович, коксохимический завод действовал. Но в сере­дине 60-х годов завод и ЦОФ закрыли, но название Химик так и осталось. С дореволюционных построек сохранилось одноэтажное старинное  здание, стоящее возле самой асфаль­тированной дороги.
 До 2013 года года еще можно было наблюдать руины мойки и коксохим завода.
Руины АБК ЦОФ "Комсомольской" засыпанный отвалом
Здание Мойки
Вид на мойку с отвала
Общий вид жд станции Промывочной

Фото Kolyan_ilia 2008г.


Отвалы ЦОФ


 Фото Максим Юдин
В 2013 году все окончательно превратилось в груду камней. Шахта Комсомолец практически тоже. Еще только не снесли копры, вернее один уже демонтирован.

Комментариев нет:

Отправить комментарий