18/03/2014

Аркадий Гайдар в Горловке. А был ли мальчик?-2

Автор: Alexey Chernykh

Предыдущий пост о пребывании Аркадия Гайдара в Горловке в информационном плане оказался не слишком насыщенным, но буковок вышло много - за счет пространственной цитаты из Гайдаровского очерка "Пути-дороги" в первую очередь.

Аркадий Гайдар, которому 22 января этого года исполнилось бы 110 лет, с сыном Тимуром. Кунцево 1930 год. Фото из семейного альбома. Источник.
Мы определились (по крайней мере, я определился), что писатель, путешествия по нашим местам, вошел в Горловку со стороны Никитовки и устроился на работу на один из горловских рудников. Утверждать однозначно, что это была Кормунская копь №1 ("Кочегарка") я не буду, ибо в конце 1920-х шахт в районе Горловки было много - и крупных и мелких. В том числе со своими коксовыми печами, вид которых очень запомнился писателю. Образ горящих в ночи печей как символ развивающейся в индустриальном плане страны присутствует в завершающих строках гайдаровского очерка.


Фрагмент карты конца 1920-х. Видно, примерное расположение рудников.
Итак, местом работы Гайдара могла быть любая шахта на юг и юго-восток от Никитовки и вряд ли эта шахта могла располагаться за пределами нынешней Горловки. Если учитывать время перехода писателя от Никитовки до искомого места.

Почему я считаю, что шахта, где работал писатель, расположена на юге-юго-востоке от Никитовки?  Почему это не может быть, например, шахта "Комсомолец" ("Мария"), о которой недавно рассказал в своем замечательном блоге "Шахты и рудники Донбасса" Михаил Кулишов aka Tw1npeaks?


Проработав полтора месяца на руднике и рассчитавшись, Гайдар пошел полями в сторону Бахмута. Как-то неудобно было бы это сделать, начав свой путь от "Марии" и даже 5-го рудника. По дороге Никитовка и Зайцево бы встретились.

Источник.
Из Никитовки до Москвы, какова и была целью писателя, точно можно было добраться ничуть не хуже, чем с любой другой местной станции, И не нужно было бы день и ночь идти пешком до Бахмута. Даже если учитывать, что до 1932 года Бахмут был центром округа, Никитовская станция была больше и удачнее расположенной. Она была узловой станцией, куда "прибегала" в том числе и Бахмутская ветка.

Источник.


Но в те годы в жизни Гайдара трудно было найти логику. Из армии его комиссовали, он долго лечился от ранений и психических последствий бурной военной юности, жилья своего у него не было. Будущий писатель, числясь формально в журнале "Пермь", колесил по стране из конца в конец, поэтому мог позволить себе даже из "чисто спортивного интереса" дойти до Бахмута самым кривым и косым (о "косоте" ниже) путём, каким только мог себе позволить.

Но вот, кстати, если бы Гайдар работал на Государево-Байракском руднике, поход через поля к Бахмуту был бы логичен. Так почему не Байрак? Но это не важно потому как Байрак - это тоже Горловка.




Теперь о названии пласта, на который якобы поставили работать Гайдара. Писатель назвал его Косым. +Denis Rafalsky свою статью о пребывании писателя в Горловке так и назвал:  "Косой пласт" Аркадия Гайдара". Некоторые аллюзии названия довольно точно отображают аспекты тогдашней жизни писателя. Так вот Косых пластов на горловских шахтах нет. Не могу, конечно, утверждать точно - я не специалист.

Зато в Железнянском месторождении каменного угля А.В.Гуров в "Гидрогеологическом изслъедовании..." описывает пласт Куцый, что по-крайней мере, звучит похоже. Железнянское месторождение - это шахты на землях крестьян села Железного (район рек Балок Железная и Соломенная).


В общем, как не крути, а получается, что Гайдар - таки наш, Горловский писатель. То есть мальчик был. Чему лично я несказанно рад. На фото ниже Аркадий Петрович даже как-то особенно по-нашенскому выглядит. В кепке и с цветами.
Источник.
Всех благ! Читайте Гайдара, ибо время Мальчишей-Плохишей уже настало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий