23/11/2013

Откуда есмь пошла Земля Горловская

История - наука, мягко говоря своеобразная. И гибкая...

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Фотография из Википедии
Еще недавно нам рассказывали, что классовая сознательность - двигатель истории. По крайней мере, истории ближайшего обозримого прошлого. Теперь же, в современных трактовках события декабря 1905 года в Горловке - всего лишь Горловский бой. Не Горловское вооруженное восстание, а вот так, снисходительно - бой. Это как пример смены вектора трактовки фактов.


К. А. Крылов. Вооруженное восстание в Горловке 17 декабря 1917 года.
Последние лет восемь в украинской историонаучности появилась новая фишка - поиск украинскости во всём. Следуя новым веяниям, всё, что у нас есть, произошло исключительно от запорожских казаков. Не донских, не дай бог. А именно от запорожских. Так патриотичнее. Пытались насадить укров изначальных, не получилось: давай казаков лепить. Детям в школе казаками мозги промывают по-полной.

Запорожцы, говорят нам сейчас, основали Горловку и близлежащие села и посёлки. Даже в трудах типа "Историко-градостроительные исследования г. Горловка", ничтоже сумняшеся, пишут: "Заселение территории современного города началось в начале XVIII века, когда запорожские казаки начали основывать зимовники и хуторы на речках Корсунь, Железная, Бахмутка и Лугань". То есть никого и ничего здесь ранее не было, пришли казаки и началось... И теперь даже наша архитектура, значит, казаческие корни имеет.

А я тут недавно распинался об амазонках (это шутка) и киммерийцах (это не шутка), и поминал скифских, сарматских, аланских, гуннских, угорских, печенежских, половецких, болгарских, хазарских, ногайских и татарских царей, князей и ханов. Но оказывается до казаков у нас ничего и не было.

Интересно, запорожские казаки участвовали в вооруженных событиях 1905 года в Горловке? Нужно будет Евсеенко С.А. вопрос задать.

Недавно появилось сообщение, что Зайцево собирается в 2015 году праздновать 350 летие со дня основания оного села этими самыми казаками, а некий депутат от популярной (но не у нас) партии даже зарегистрировал в Верховной Раде постановление на тему этой знаменательной даты. Чтобы, значит, не только в масштабах села или города, но и на уровне всей страны уйти в пьяный загул. 350 лет - это вам не это... И даже уже не XVIII, а  XVII век. Так что ошибались авторы трактата "Историко-градостроительные исследования г. Горловка", не знали они, что в отдельно взятом горловском селе казаки взялись развивать местное градостроительство еще в 1665 году.

Молодец новый сельский голова Зайцево. Нужно ему всерьез предложить идею празднования 3250-летия похода Геракла на Ипполиту, царицу амазонок, обитавшую когда-то в наших степях. См. уже упомянутую статью о Геракле и прочих героях на горловских просторах.

Я отнюдь не против запорожцев и не хочу преуменьшать их след в горловской истории. Но не хочу и преувеличивать. Некоторые исследователи вообще утверждают, что об образовании хуторов в наших местах методом объединения, размножения и почкования казацких зимников упоминается только у Феодосия Макарьевского в его "Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии", (Екатеринослав, 1880), а Феодосий был автором сильным на выдумку. Не мне судить.

Я не историк и даже не опытный краевед, я просто пытаюсь рассуждать логически. Запорожцы по образу жизни своему не видели смысла строить что-нибудь хоть сколько-нибудь крепкое и долговременное. Зимник, шалаш, "холобуду" какую - это запросто. Казаки в любой момент были готовы уйти с любого недонасиженного ими места, потому как супостат мог напасть на них, или им самим вдруг понадобилось этого супостата пограбить и погнобить. Ничего личного, работа у них такая.

Так что от действительно казацких времянок тех времён не осталось ничего. И церковь в Зайцево эти абстрактные казаки не строили, сколько бы об этом не рассказывал новый сельский голова, а строил ее за свои деньги вполне конкретный Никита Девятилов, переселенец с Белгородщины, о коем я уже писал в заметке "Привет со станции Никитовка". И еще раз хочу с благодарностью вспомнить этого замечательного человека, истинного патриота нашего края, строившего не только церкви, но и школы, больницы и жильё для бедных.

Итак, от казаков ничего не осталось, а вот от обитавших в наших местах гораздо ранее кочевых народов осталось многое. Цитируем пана Евсеенко С.А.: "На археологічній мапі (карті) сучасної Горлівки відомо 78 археологічних об’єктів, серед яких: стоянка і 2 поселення срубної культури, і 74 кургани–могили, поховання наших далеких пращурів часів катакомбної і срубної культур, кіммерійців, скіфів, сарматів, аланів, хозарів, печенігів та половців. (74+2+1 будет 77, но да ладно, дальше еще хуже с арифметикой - автор). Так, в селищі Зайцево їх – 8, в центральній частині міста – 26 і могила Кудрява, в Михайловці – 5, в селищі Байрак – 2, в селищі Гурти – 7, в селищі Озерянівка – 20, за хімзаводом Вірина могила, в Калинівці – 11, поблизу знака біля в'їзда в місто – Попова могила, а поблизу колишньої фабрики трикотажного полотна – 4 кургани. Більшість із яких не мають назв. Але власні назви деяких з них нам відомі. Так, на східних кордонах містяться Вірина, Бібікова, Довга, Павловська могили і Государів курган. На південних Бєєва, Єреміна, Кудрява, Гостра, Терловата і Попова могили."

Карта 1850 года. Можно увидеть наши реки-буераки, курганы-могилы и существующие на тот момент поселения. Развернуто смотрите по ссылке.
Паланковое устройство казачих вольностей с сайта "Казачество XV-XXI вв." Не распространялись на Горловские земли казачьи вольности.
Половцы, печенеги и прочие хазары - вот они истинные зачинатели Горловки. Водоразделы между речками бассейнов Кривого Торца, Бахмута, Лугани и Крынки были удобны для перемещения кочевников и их скота. Многочисленные и разнообразные племена проходили здесь, жили здесь, ставили свои палатки и юрты еще в те времена, когда о казаках никто даже и не думал и не знал.

Это ёрничество, конечно. Началом Горловки следует считать год 1754, когда начали строится сёла и слободы Государев Байрак, Зайцево, Железное. Для жителей Зайцево отдельная информация - годом появления вашего села считается 1776, а не 1665, как пытаются вам впарить ваши новые руководители.

Фотография Байрака с террикона ш. Калинина. Автор пользователь Gorlovchanin, сайт http://www.panoramio.com.
В это время для укрепления границ Российской империи правительством формируются славяно-сербские поселенческие полки, в состав которых входят сербы, хорваты, словенцы, валахи православного вероисповедания, сбежавшие от турецкого и австрийского угнетения, а также украинские и русские крестьяне и казаки. После официального расформирования Сечи в 1775 году количество казаков в наших пенатах, конечно же, увеличилось. Свободной земли было много. Люди, поселившись здесь, приглашали на жительство своих родственников.


Горловка, которая еще не знала, что она будет Горловкой, начала жить и развиваться. И дай ей Бог восстановиться после недавних перипетий и пертурбаций. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий