18/04/2014

Реки Горловки. Байки о судоходности оных в былые времена

Автор: Alexey Chernykh.

Продолжим наш с +Zoja N цикл заметок о реках Горловки.

Истории о том, что некоторые местные речушки-ручейки когда-то были судоходными, встречаются во многих регионах - не только в Горловке. У нас к такой категории (ранее судоходных) рек относят Бахмут (Бахмутку), Лугань и Корсунь. По крайней мере, про эти реки подобные истории я слышал и читал.

Вот, например, цитата из статьи Ирины Шевченко "Времен связующая нить":
"Между Луганью и Корсунью, рассказывают старики, в древности был волок: чтобы перейти из одной речки в другую через самое узкое между ними место, лодьи тащили волоком, предварительно сняв с них груз". 
Кстати, почему в таком случае только между Луганью и Корсунью? Истоки Бахмута недалеки от истоков этих рек, и он (Бахмут) поболее той же Корсуни будет. А значит, потенциально "посудоходнее".

Это Корсунь, про судоходность которой ходят разговоры. Место впадения Застенного ручья. И как тут плыть? Разве что в половодье.

Размер судов, которые в наших местах и по нашим рекам "судоходили", конечно, не уточняется. И кстати, что это за иринашевченковские "лодьи" такие?

Но вряд ли на территориях, относящихся к нынешнему Горловскому горсовету, это могли быть корабли типа тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», что на фотографии ниже проходит по Суэцкому каналу. Ракурс замечательный: глади канала не видно; кажется, что крейсер увяз среди песчаных барханов; и сразу вспоминается известная шутка про подводную лодку в степях Украины. И единственная украинская подлодка "Запорожье" здесь ни при чем.

«Пётр Великий» в Суэцком канале. 2009 год. Фотография известная, но я взял ее отсюда.

Иногда истории о судоходности местных рек дополняются байками о том, что в незапамятные времена некие условные татаро-монголы утопили некую условную баржу с награбленными богатствами. И баржу эту, дескать, до сих пор не нашли. Такие басни ходили (и ходят до сих пор) о Бахмуте.


Идиллическая картина Бахмута на нецифровом фото от пользователя IgorMu3.

Или еще круче. Басня о барже дополнялась побасенкой о том, что во времена перестройки некая буржуйская фирма бралась произвести очистку реки с условием, что все извлеченное в результате очистки, достанется им, жадным буржуям. А наши патриотически настроенные руководители (раньше, к слову, патриотизм не приравнивался национализму), конечно же, не дали этим самым буржуям поживиться бесплатно на нашем мусоре.

Данная побасенка должна была косвенно подтверждать басню про условную татаро-монгольскую баржу. А иначе, дескать, зачем было буржуям напрягаться?


Корсунь в районе Горловской Штеровки. Здесь богатство только в виде пустых пластиковых бутылок присутствует.

Посмотрите на Корсунь. Могла ли она быть судоходной? Судоходной настолько, что имело бы хоть какой-то экономический смысл что-то по ней перемещать на плотах или лодках. Не на баржах и ракетных крейсерах.

Тем более, что рядом проходил так называемый Кальмиусский шлях (сакма) - один из путей, по которому крымцы (и не только они) ходили на Русь. На схеме, приведенной ниже, Кальмиусский шлях самый правый.


Шляхи эти - не дороги в современном смысле слова. Это "направления, многовариативные пути, более или менее удобные и безопасные для передвижения" (цитата из викистатьи про самый известный Муравский шлях, который был старшим братом Кальмиусского и Изюмского шляхов).

Еще одна цитата из той же викистатьи: "При перемещении травоядных животных по одному маршруту в течение десятилетий происходил постоянный засев почвы семенами съеденных трав, что вело к формированию специфической растительности в полосе такого воздействия. От окружающего ландшафта такой путь, шириной от сотен метров до нескольких километров, достаточно сильно отличался своим цветом и структурой растительности".

Через территорию нынешнего Горловского горсовета Кальмиусский щлях с юга на север проходил по горбам отрогов Кряжа (без пересечения балок и оврагов) следующим образом:
  • Междуречье Корсуни и притоков Кривого Торца: сейчас там проходят железная дорога и автомобильная трасса Горловка-Донецк. 
  • Междуречье Лугани  (Цыганской балки) и притоков Бахмута: сейчас там отвал Калининской ЦОФ и далее ЖД путь от Горловки (Никитовки) на Попасную.
В качестве примера фото Балки Лебяжей, притока Широкой Балки. Речушка с гулькин нос, но явно мешавшая бы нормальному продвижению войска и обозов. Поэтому Кальмиусский шлях проходил выше истоков и Широкой и Лебяжей балок. В нескольких километрах от этого места.
Отступление. Кроме Кальмиусского через Горловку проходил еще один шлях - так называемый Залозный. Он шел с востока на запад в междуречьях притоков Лугани и Крынки (Корсуни) и далее - рек Железной и Железной балки. Пересечение двух шляхов, получается, было примерно на месте нынешнего Румянцевского кладбища. А рядом - как ориентир этого своеобразного перекрестка - на месте нынешнего отвала Калининской ЦОФ находился самый высокий Горловский курган - Могила Государева.

Наши места - это самый настоящий перекресток эпох и путей миграций народов. Наличие  на этой сравнительно небольшой площади десятков древних курганов и захоронений, в том числе уже описанных и отиллюстрированных в нашем блоге Михаилом Кулишовым Могил БеевойПоповых и Острой, только подтверждают многовековую историю подобных путей-шляхов и заселенность наших мест в глубоко "доказачие" времена.

Возвращаясь к судоходности наших рек, повторюсь: не было смысла что-то сплавлять на плотах или лодках по извилистым руслам рек, когда рядом (считай, вдоль берега той же Корсуни) проходил удобный и сравнительно безопасный путь, позволявший без проблем перемещать грузы не только на лошадях и прочих вьючных животных, а целыми обозами-караванами.

Примерно здесь проходил Кальмиусский шлях. Степи почти идеальные для кочевых миграций и неспешных поездок на волах. К чему эти мелкие и извилистые реки? Фото Yura Octavian.
Всё вышесказанное - только мои слова о судоходности местных рек, та самая субъективность, вынесенная в подзаголовок блога. А что же по этому поводу писали авторы, которые по времени жили поближе к тем самым пресловутым "судоходным" временам. Обратимся к "Очеркам из истории колонизации степной окраины Московского государства" Дмитрия Ивановича Багалея. Книгу можно найти на сайте замечательного информационно-образовательного проекта «Руниверс».


Конечно, именно к Горловке это исследование отношения не имеет. Территориально оно охватывает только север Донецкой области, но основные параллели между нашими местными реками и реками Слобожанщины, описанными в данной книге, можно провести.

В первой главе книги дается краткий обзор местности, рек, фауны и всего прочего, что сыграло определенную роль в процессе колонизации степных окраин. Речь идет о современных автору Харьковской, Курской и Воронежской губерниях.


Поскольку в нашей заметке мы говорим о судоходности рек, перейдем сразу к соответствующему месту первой главы "Очерков...". Автор подчеркивает, что на момент написания книги (конец 19 века) ни одна из рек региона не была судоходной. Но...






Д.И.Багалей отмечает, что обмеление рек региона началось с 18 века. Климатические факторы, деятельность человека, уменьшение лесов вследствие первых двух причин - в таких условиях возможность судоходности рек тает на глазах. И это в местах, где леса таки существовали с незапамятных времён. В районе же нынешней Горловки наличествовали в основном голые степи, с небольшими зарослями в балках и по берегу скудных рек. Так что о судоходности оных можно и не думать. Если только какая-нибудь местная Дюймовочка решила бы осуществить спуск по реке на байдарках и каноэ из цветочных лепестков. Тогда да - наши реки судоходны.

На сегодня всё, но тема еще не закрыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий