Набралось много интересного материала, о котором бы хотелось рассказать, но... В то время, когда в стране идет гражданская война (пусть и не широкомасштабная), писать об истории города или гидрологии его рек не комильфо. Конечно, националистический грибок в мозгах народа - процесс приходящий, а история постоянна. Хотя и не вечна, как музыка капитана Титаренко, ибо ее (историю) кромсает и переделывает любая новая власть по своему разумению. Если разумение это есть, чего не скажешь о нынешних киевских сидельцах. Короче...
Сегодня пойдет речь не о горловских реках, а о Доне. Но в любом случае это будет развитие темы их несудоходности. Не Дона, а наших речушек.
Также как ранее все дороги вели в Рим, все горловские реки текут в Азовское море.
Воды рек бассейна Крынки (Корсунь, Рассоховатая, Садки) попадают в Азовское море через Миус. А остальные три четверти горловского "водостока" (Бахмут, Лугань и реки Кривого Торца) попадает в Азов через Северский Донец и Дон.
То есть и Донец и тем более Дон - реки по нашим, горловским меркам - широченные.
В известной всем местным краеведам книге Н.Е. Каронина-Петропавловского "Очерки Донецкого бассейна" ("Донецкаго" - по старой орфографии) Николай Елпидифорович описал в том числе свой вояж по Дону.
Целью поездки писателя были Святые горы, а отправлялся в вояж Каронин из Царицына (нынешнего Волгограда). Казалось бы (если считать Донец судоходной рекой), нужно было добраться от Царицына до городка Калач-на-Дону. Спуститься по Дону до места впадения Донца и подняться вверх по оному до Святых гор, кои как известно, находятся на правом берегу Северского Донца примерно в 320 км от устья. Но ехать Каронину пришлось до Ростова, а оттуда уже (через Таганрог) поездом до Славянска. То есть, в конце 19 века Донец был не судоходным. Что уже говорить о наших, горловских ручейках.
В Калаче в ожидании парохода писатель со своими спутниками выслушал байки местного "бывалого" путешественника. Байки хоть и оказались байками, но, как мне кажется, по-своему интересны для понимания того, что даже Дон в те времена с трудом оставался судоходным.
И в качестве рефрена: что уже говорить о наших, горловских ручейках.
Все оказалось не так страшно, как рассказывал местный звездливый балобол. Но и не так хорошо, как могло бы выглядеть речное путешествие по настоящей судоходной реке, например, Волге.
Вот таким он был Дон. Сейчас-то каскад водохранилищ в его течении повысил проходимость, но ранее он был малопригодным для серьезного коммерческого судоходства.
И опять: что уже говорить о наших, горловских ручейках.
P.S. А дрон свой я, увы, потерял. Летал в районе бывшего админздания бывшей "Кочегарки", поднялся высоко, метров на 30 вверх, и не смог совладать с ним, когда сильный ветер понес квадрокоптер в сторону железной дороги. А куда он приземлился после истощения аккумулятора, я не нашел. Там сплошные деревья и трава местами по пояс. А может он вообще перелетел через пути и ушел в сторону парка Горького.
Полет дрона над поймой Корсуни. Редкие деревца вдоль речки даже трудно назвать лесом байрачного типа. |
Сегодня пойдет речь не о горловских реках, а о Доне. Но в любом случае это будет развитие темы их несудоходности. Не Дона, а наших речушек.
Также как ранее все дороги вели в Рим, все горловские реки текут в Азовское море.
Воды рек бассейна Крынки (Корсунь, Рассоховатая, Садки) попадают в Азовское море через Миус. А остальные три четверти горловского "водостока" (Бахмут, Лугань и реки Кривого Торца) попадает в Азов через Северский Донец и Дон.
Корсунь в районе Федоровки. Фото Валерия Гикавого. |
В известной всем местным краеведам книге Н.Е. Каронина-Петропавловского "Очерки Донецкого бассейна" ("Донецкаго" - по старой орфографии) Николай Елпидифорович описал в том числе свой вояж по Дону.
Николай Елпидифорович Каронин-Петропавловский (1853-1892) |
Целью поездки писателя были Святые горы, а отправлялся в вояж Каронин из Царицына (нынешнего Волгограда). Казалось бы (если считать Донец судоходной рекой), нужно было добраться от Царицына до городка Калач-на-Дону. Спуститься по Дону до места впадения Донца и подняться вверх по оному до Святых гор, кои как известно, находятся на правом берегу Северского Донца примерно в 320 км от устья. Но ехать Каронину пришлось до Ростова, а оттуда уже (через Таганрог) поездом до Славянска. То есть, в конце 19 века Донец был не судоходным. Что уже говорить о наших, горловских ручейках.
Устье Донца на фотографии Сергея Французова. |
Итак, процитируем Каронина.
Сначала мнѣ пришлось проѣхаться по Дону. Путь былъ выбранъ такой: Царицынъ, Калачъ, Ростовъ, Таганрогъ, Славянскъ и Святыя горы... ...Весь путь, начиная съ Калача, былъ для меня совершенно новымъ, и тѣ мѣста, которыя я долженъ былъ проѣхать, въ полномъ смыслѣ оказались невѣдомыми; какъ истинно русскому человѣку, знающему съ большими деталями, что дѣлается въ Америкѣ, и не знающему, каково живется въ сосѣднемъ уѣздѣ, мнѣ также, начиная съ Калача, пришлось только изумляться своему невѣдѣнію. |
Судоходный Дон рядом с устьем Донца на фотографии Сергея Французова. |
В Калаче в ожидании парохода писатель со своими спутниками выслушал байки местного "бывалого" путешественника. Байки хоть и оказались байками, но, как мне кажется, по-своему интересны для понимания того, что даже Дон в те времена с трудом оставался судоходным.
И в качестве рефрена: что уже говорить о наших, горловских ручейках.
Это вы на Волгѣ-то избаловались, а по Дону не такъ…
...Пароходишка то и дѣло садится на мель. И какъ только сѣлъ на мель, капитанъ сейчасъ командуетъ: «Третій классъ въ воду»! — и третій классъ прыгаетъ въ воду и начинаетъ стаскивать судно съ мели. Если пассажирамъ удастся быстро столкнуть съ мели свое суденышко, имъ дается изъ буфета по рюмкѣ водки, а то бываетъ и такъ, что бьются въ пескѣ цѣлый день...
...Иногда по цѣлому дню стоишь на мели. Пассажировъ 2-го и 1-го класса просто высаживаютъ на берегъ, чтобы какъ можно облегчить пароходишко, и тамъ они остаются до тѣхъ поръ, пока онъ не снимется. Ну, конечно, ѣсть нечего, кругомъ голая пустыня.
Все оказалось не так страшно, как рассказывал местный звездливый балобол. Но и не так хорошо, как могло бы выглядеть речное путешествие по настоящей судоходной реке, например, Волге.
Вообще, хотя вонючій и съ виду гадкій, но въ работѣ нашъ пароходикъ былъ терпѣливымъ и выносливымь созданіемъ. Спадъ водъ уже начался, мели обнажились, и пароходикъ то и дѣло зарывался носомъ въ песокъ; случалось, совсѣмъ обезсилѣетъ и встанетъ, но достаточно капитану сказать: «впередъ!» — какъ онъ, подобно доброму мужицкому мерину, двинется, задрожитъ весь, тяжко вздохнетъ, зароется глубоко въ песокъ, а вывезетъ-таки...
...Странное впечатлѣніе производитъ Донъ послѣ Волги, точно попалъ съ шумныхъ улицъ большого города на тихую деревенскую улицу, поросшую муравкой, по которой кое-гдѣ бродятъ куры да гуси съ утками. Пароходикъ безпрестанно виляетъ по безчисленнымъ закоулкамъ и излучинамъ степной рѣки; иногда кажется, что впереди уже нѣтъ ему прохода: только виднѣются луга, пески да камышъ; но вдругъ крутой поворотъ, словно переулокъ — и пароходикъ снова загребаетъ колесами по этому переулку. Разстояніе между берегами часто всего нѣсколько саженей. А на берегахъ деревенскій міръ: кое-гдѣ полощутся въ водѣ гуси и при проходѣ парохода сторонятся ближе къ камышу; тутъ же плаваютъ утки и по тропинкамъ берега куда-то спѣшитъ цѣлая семья свиней, состоящая изъ почтенныхъ размѣровъ матери и штукъ двѣнадцати дѣтей. Иногда конь понуро стоитъ около воды, помахивая хвостомъ, иногда бѣгутъ рядомъ съ пароходомъ телята...
...Кругомъ стоитъ необыкновенная тишина. Шлепанье колесъ нашего пароходика раздается глухо, беззвучно; эхо не отражаетъ звуковъ, ибо берега ровные, плоскіе. По ту и другую сторону рѣки тянутся необозримые луга, изрѣдка только украшенные кустарникомъ, тѣ самые казацкіе луга, на уборку которыхъ стекаются косари со всѣхъ концовъ Россіи. Вотъ тогда, видно, Донъ оживляется. А теперь, во время нашего путешествія, глубокая тишина и лѣнь охватили его неизмѣримыя пространства. Людей рѣдко видишь; даже по пристанямъ, въ большихъ станицахъ, возлѣ конторки сидятъ двѣ-три бабы, — одна съ воблой, другая съ сѣмячками, третья съ хлѣбомъ, да тутъ же, неизвѣстно зачѣмъ, толчется казакъ. Но зато часто вдали отъ жилья вдругъ покажется кучка народа: то казаки тянутъ неводъ во всю ширину рѣки, и пароходикъ нашъ перескакиваетъ безъ всякой церемоніи черезъ верхнюю веревку...Замечательные описания. Будто видео на Ютубе просмотрел.
Вот таким он был Дон. Сейчас-то каскад водохранилищ в его течении повысил проходимость, но ранее он был малопригодным для серьезного коммерческого судоходства.
И опять: что уже говорить о наших, горловских ручейках.
Лески байрачного типа в Широкой балке. Речку и не видно почти в камышах. Она будто небольшой ручеек. |
Мой дрон на берегу 4-го Озеряновского пруда, наполненного водой Широкой Балки. Вот если бы такие по ширине наши реки были, тогда бы можно было говорить об их судоходности. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий