Автор
Tw1npeaks
Закончив писать о
подвесной дороге ртутного комбината , вспомнил о еще одном историческом транспортном сооружении -
проволочная подвесная дорога от угольного рудника
Ауэрбаха до обогатительной фабрики.
|
Фото из справочника По Екатерининской железной дороге. Выпуск второй. 1913г. |
Описание из справочника "
По Екатерининской железной дороге. Выпуск второй". 1913г.:
"Отъ шахтъ къ мойкъ, гдъ имъется погрузочный путъ, уголь достовляется по подвъесной проволочной дорогъ на протяженiи 800 саж., а отъ мойки до станцiи Никитовка по собственому подъездному пути собственнымъ паровозомъ на растоянiи 4 1/2 верстъ."
Так же есть описание рудника из "Иллюстрированного спутника по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге"1902г. (Источник:
Исторiя Горлiвки в документах и матерiалах. Частина перша. 2008р.)
Так же справочнике «По Екатерининской железной дороге» говорится:
«В четырех верстах от станции Никитовка и недалеко от села Никитовки
расположены шахты „Общества аренды угольных копей А. Ауэрбаха и Ко“,
которое арендует участок земли 32 десятины у администрации по делам
„Общество Ртутное дело А. Ауэрбаха и Ко“ на срок 12 лет.
Уголь добывают две шахты: „Мария“ и „Людмила“ глубиною 127 саженей.
Возможная годовая добыча — 20 миллионов пудов».
В 1930 году шахта «Мария» переоборудуется, и добыча угля возросла с 370
тысяч тонн до 600 тысяч тонн. В том же году шахте «Мария» присвоено
название
«Комсомолец».
|
Руины шахты "Комсомолец"
|
После 30-х годов Мойка так же была переименована в
ЦОФ "Комсомольскую"
Описание углемойки есть в книге Петра Ивановича Жеребецкого "
Горловка":
"На шахтах в значительных объемах отборка породы из добытого угля производилась вручную. Но с каждым годом расширялись возможности фабричного обогащения. При шахте "Мария" углемойка функционировала с 1902 года и к началу 20-х годов основное, и вспомогательное оборудование оказались изношенными. На нем и проводилась подготовка угля для коксования мокрым гравитационным способом на отсадочных машинах. С введением в эксплуатацию лишь одной новой секции в 1927 году производительность фабрики увеличилась на 25 тонн в час."
В честь коксохимического производства близлежащий поселок получил название ХИМИК.
Читаем в краеведческой брошюре А.В.Шевченко "
Топонимы Горловки":
За поселком Ртутным следует поселок ХИМИК, стоящий, возле асфальтированной дороги, ведущей в центр города. Из справочника «По Екатерининской железной дороге» нам удалось установить, что в 1912 году здесь было построено небольшое химическое предприятие - установлены 60 коксовых печей системы Коппе, которые вырабатывали кокс, также были механическая сортировка, промывательная фабрика. Возле них и образовался поселок ХИМИК. Ведь на предприятии трудились рабочие-химики.
После победы Великого Октября продолжали существовать небольшой коксохимический завод и центральная обогатительная фабрика шахты «Комсомолец». Еще в 1952 году; как вспоминает старожил Никитовского района, учитель физики, участник Великой Отечественной войны Сиротенко Николай Максимович, коксохимический завод действовал. Но в середине 60-х годов завод и ЦОФ закрыли, но название Химик так и осталось. С дореволюционных построек сохранилось одноэтажное старинное здание, стоящее возле самой асфальтированной дороги.
До 2013 года года еще можно было наблюдать руины мойки и коксохим завода.
|
Руины АБК ЦОФ "Комсомольской" засыпанный отвалом |
|
Здание Мойки |
|
Вид на мойку с отвала |
|
Отвалы ЦОФ |
В 2013 году все окончательно превратилось в груду камней. Шахта Комсомолец практически тоже. Еще только не снесли копры, вернее один уже демонтирован.
Комментариев нет:
Отправить комментарий